Назначение дымохода – отвод продуктов горения из зоны горения. Дымоходы подразделяются по нескольким признакам. По сечению. Сечение дымохода может быть круглым, овальным, квадратным, прямоугольным, или даже в отдельных случаях щелевидным. Идеальный дымоход – это круглый дымоход. Из чего бы он ни был сделан, круглое сечение – это самое благоприятное сечение для отхождения дымовых газов. Легче отходят дымовые газы, меньше будет отложений на стенках, и лучше будет тяга. Овальный дымоход. Овал - это приближенное к кругу, поэтому такой дымоход тоже хорош и дымовые газы в дымоходе овального сечения отходят очень хорошо. Овальные одноконтурные дымоходы используются для загильзовки кирпичных дымоходов. Металлическая гильза овального сечения гораздо лучше, чем какого-нибудь прямоугольного сечения, по своим характеристикам. Квадратный дымоход. Если дымоход не имеет закруглений или круглой формы, то из угловатых дымоходов, квадратный самый нормальный, самый хороший. Потому что те отложения, которые могут возникнуть в углах, всё-таки не большие. Прямоугольный дымоход, соотношение сторон примерно 1:2, гораздо менее приемлем, но он, к сожалению, сильно распространен. Еще и потому что большинство строителей совершенно не задумываются, каким должен быть дымоход, при кладке. На квадратный дымоход уходит больше кирпича, чем на прямоугольный. Соответственно он выгоден экономически, т.к. дешевле. Щелевидный - это разновидность прямоугольного дымохода, где соотношение сторон более 1:3. Это самый неприемлемый дымоход. В таких дымоходах, очевидно, проявляются такие вещи, что близость двух стенок друг к другу существенно тормозит движение дымовых газов, поэтому площадь сечения таких дымоходов, очень мало влияет на тягу. При использовании щелевидного дымохода, его реальное сечение надо смело делить надвое, что бы понять, что он сможет потянуть. Дымоходы различаются по материалу, из которого они изготовлены. Основные материалы из чего изготавливаются дымоходы:
- специальная нержавеющая сталь (аустенитная) марки 316 или 321,
- некоторые сорта хромистой стали (ферритная) марки 430, или 409
- керамика,
- кирпич,
- вулканическая пемза,
- асбоцементные трубы.
Асбоцементные трубы мы не используем, и никому и никогда ни в каком виде не рекомендуем их использовать. Потому что асбоцементные трубы имеют тенденцию взрываться, да и в Снипах на сегодняшний день, кое-какие цифры по этому поводу стоят, если в дымоходе температура возможна более 300 градусов – асбоцементные трубы нельзя использовать. Но мы их не используем не только поэтому. Прогреваемость дымоходов. Т.е. насколько быстро может прогреться дымоход, для того чтобы быстро нормализовалась тяга, и были хорошие характеристики работы печи или камина. На первом месте дымоходы из вулканической пемзы. Это дымоходы, которые, в частности, делает фирма «Кедди». В дымоходах из вулканической пемзы, внутренние стенки имеют очень низкую теплопроводность, и поэтому прогреваются очень быстро.
На втором месте дымоходы из специальной нержавейки. Естественно имеется и защитная изоляция достаточно хорошей толщины. Сама нержавейка имеет очень низкую теплопроводность, а сразу за ней следует изоляция и соответственно теплопроводность еще больше снижается и прогреваемость значительно увеличивается. На третьем месте дымоходы из керамики. Важно отметить то, что дымоходы из керамики, т.е. сама керамика, имеет достаточно хорошую теплопроводность и теплоемкость, довольно много отбирает тепла от дымохода, прежде чем прогреться. Но, поскольку керамика не имеет такой большой толщины, как кирпич, примерно 1,5 см толщиной, а следом за ней в таких дымоходах идет та, же самая базальтовая вата, которая является хорошим изолятором, то такие дымоходы, по прогреваемости имеют неплохие характеристики. Ну и на последнем месте, конечно кирпич. Кирпичные дымоходы тяжелее всего прогреваются. Кирпич это по сути керамика, но очень большой толщины. С другой стороны есть некоторые плюсы. Долго прогревается дымоход, и в тоже время долго остывает. Т.е. поддерживая тягу. Нам, в первую очередь все-таки важнее именно прогреваемость дымохода. По степени шероховатости их стен. Чем более гладкие стенки дымохода, тем легче будут отходить дымовые газы, испытывать какие-то напряжения, завихрения. По крайней мере, это известно уже давным-давно, еще с тех времен, когда делали каменные дымоходы, кирпичные, всегда старались, как можно более гладкими сделать стенки – выравнивали, железили, чтобы было меньше отложений, а тяга была лучше и т.д. Вот по этому фактору, на первом месте стоят дымоходы из специальной нержавейки. Стенки у таких дымоходов настолько гладкие, что, если вставить в кирпичный прямоугольный дымоход гильзу овального сечения, сечение которое в целом процентов на 20 меньше получается, чем у такого дымохода, тяга улучшается на 20-30 %, именно из-за того, что гладкие стенки. Дымоходы из вулканической пемзы, в данном случае на втором месте. Стенки у них относительно гладкие, но имеют некоторую шероховатость. Керамика стоит на третьем месте, потому что стенки все-таки довольно шероховатые. На ощупь хорошо определяется.
И на последнем месте кирпич. Сам по себе кирпич имеет довольно гладкие поверхности, если это нормальный кирпич. Но поскольку очень большое количество швов, то естественно возникает довольно сильное завихрение, и поэтому кирпич здесь на последнем месте. По долговечности дымоходы подразделяются тоже. На первом месте, относительно недавно еще были, дымоходы из вулканической пемзы, затем керамические, потом из специально нержавейки, и конечно кирпичные. Опять же стоит отметить, что кирпичные дымоходы на последнем месте, не потому что кирпич сильно разваливался, а в основном из-за швов. Потому что термическое напряжение, со временем приводит к тому, что швы начинают, расходится, и кирпичный дымоход часто приходится чинить, или перебирать. Что касается дымоходов из специальной нержавейки.
Недавно производители дымоходов “Вулкан” объявили, что у них срок службы, или вернее даже гарантийный срок, 50 лет. Сложно сказать о том, кто же сейчас на первом месте, а кто нет. Время покажет. Но в любом случае, стоит иметь в виду, что при очень больших нагрузках, именно термических нагрузках, конечно более устойчивы дымоходы из вулканической пемзы, керамические дымоходы, по сравнению с металлическими. При обычных условиях эксплуатации, можно и нужно сравнивать, но при экстремальных, будем говорить о том, что керамика, вулканическая пемза гораздо более устойчива. По цене можно сравнивать дымоходы. Самый недорогой – это кирпич. Далее идет керамика и дымоходы из специальной нержавейки. И самый дорогой – из вулканической пемзы. По удобству монтажа. Если металлические дымоходы, из специальной нержавейки сделаны на хорошем производстве, то конечно самый удобный монтаж это их. Затем дымоходы из вулканической пемзы. Они представляют собой уже готовые блоки, которые достаточно удобно монтировать. Если имеется большая высота, или дымоход отдельностящий, то нужно в специальные отверстия вставлять металлические пруты и связывать их. Но, то же самое необходимо делать и с керамическими дымоходами, поэтому здесь это равнозначно. Хотя керамические дымоходы немного сложнее монтировать, чем из вулканической пемзы, но их конструкция отработана, и при определенном навыке, усилий на монтаж керамического дымохода, незначительно больше, чем на дымоход из вулканической пемзы. Самый трудоемкий, самый не удобный в монтаже дымоход - кирпичный. Много относительно мелких деталей, раствор и т.д. Поэтому, по удобству монтажа, дымоходы из кирпича на последнем месте. Смещение оси дымохода. Очень часто возникает необходимость сместить ось дымохода, обойти балку, и т.п. Что здесь важно учитывать? Если нам нужно сохранить параметры тяги, и мы не хотим каких-то лишних приспособлений, то мы должны соблюсти несколько условий:
- смещение оси в сторону не должно быть больше чем 1,5 метра, если у нас угол наклона порядка 45 градусов.
- если же у нас отклонение от вертикали составляет меньше, градусов 30, то можно сместить ось дымохода, примерно до 2,5 метров в сторону.
Соблюдение таких правил позволяет сместить ось дымохода и сохранить возможность для нормальной чистки, и сохранить тягу, без применения каких-то дополнительных элементов и приспособлений.
|